Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

Caterham School: «Ковид научил верить в себя больше, чем прежде»

По просьбе «Альбиона» на вопросы отвечает директор по учебной части британской частной школы-пансиона Caterham School Ким Уэлс.

Частная школа-пансион Caterham School, основанная в 1811 году, расположена недалеко от Лондона, в графстве Суррей. Caterham School входит в топ-40 школ Великобритании по таким академическим показателям, как результаты выпускных экзаменов и прогресс учеников за время учёбы. В 2021 году 83% выпускников закончили школу на «отлично», получив исключительно высшие баллы A и A*. Почти 90% поступили в желаемый университет, включая Оксфорд, Кембридж и ведущие медицинские школы страны. Школа принимает лишь небольшое количество учеников на условиях пансиона – не более 20% от общего числа, поэтому конкурс среди иностранных абитуриентов довольно высокий. Для поступления в Caterham School надо пройти весьма непростые вступительные экзамены, особенно по математике.

- Как пандемия отразилась на школьной жизни? Что изменилось безвозвратно?

- Переход в онлайн у нас прошёл быстро и безболезненно. Нашим учителям потребовалось тридцать минут, чтобы переключиться на новый способ обучения. Дело в том, что мы уже несколько лет использовали новые технологии в учебном процессе. Мы первая и единственная школа в Британии, которая имеет статус Apple Distinguished School. Еще в 2015 году мы интегрировали айпады в процесс обучения. С их помощью ученики продолжали интерактивное общение с учителем вне класса, выполняя задания и получая отзывы о домашней работе. Кроме того, в 2019 году, как раз незадолго до ковида, мы были отмечены престижной наградой The EdTech 50 Schools – за новаторство в использовании образовательных технологий.
Другими словами, мы были хорошо подготовлены к вынужденному переходу на виртуальное обучение. Единственное, чего не хватало, так это понимания, как сделать так, чтобы не пострадало качество. Ведь одно дело – давать лишь выборочные знания и навыки онлайн, и другое – вести абсолютно весь учебный процесс дистанционно. Учителям пришлось искать новые педагогические методы, например, объяснять учебный материал частями, пытаясь донести его до каждого. В любом случае полноценное качественное онлайн-обучение требует гораздо больших усилий, чем преподавание вживую.
Ковид научил школьников большей самодисциплине и самоорганизации, умению планировать время и самостоятельно выполнять задания. Это те полезные навыки, которые пригодятся при любой образовательной модели.

- Продолжите ли вы онлайн или гибридное обучение и в будущем?

- Как я сказал, мы использовали онлайн-технологии и раньше и продолжим в будущем. Гибридная модель обучения уже стала привычной для учеников и оправдала себя. Например, они получают задание прочитать, провести исследование или ответить на вопросы перед уроком, а потом, уже на уроке, обсуждают сделанное и учатся коллективно находить решение. Это уже практически университетская система, которую мы успешно применяем и в школе. Пандемия только усилила эту тенденцию. Таким образом мы готовим учеников к будущему – и к учёбе в университете, и к взрослой жизни.
Кроме того, мы перевели родительские собрания в онлайн, и это оказалось очень удобно всем, особенно иностранным родителям, которые теперь чувствуют себя вовлечёнными в школьную жизнь. Так же, онлайн, мы делаем для них тренинги – по общению с детьми, благополучию в семье и др.
Прижились и онлайн-тренинги для учителей. Раньше мы их проводили очно - в обеденное время или вместо уроков. Сейчас никто ничем не жертвует, и все довольны. Другими словами, многие вещи останутся навсегда в онлайн.

- Что ваши ученики думают об онлайн-обучении? Согласны ли вы с тем, что вынужденный массовый переход на дистанционный формат привёл к падению качества и уровня образования?

- Виртуальная школа и для учеников, и для учителей – это большое путешествие. В ход идут технологии, к которым наши дети привыкли и которые и так присутствуют в их повседневной жизни. Я считаю, что при грамотном и умелом использовании они обогащают образовательный опыт. Наши ученики продвинулись вперед благодаря тому, что мы во многом перешли на университетскую модель обучения, в основе которой лежит проектная и командная работа, самостоятельный поиск информации и решений. По моему мнению, у школьников появилось больше мотивации, стремления к достижению цели через преодоление. И действительно, они показывают лучшие результаты в более сложных условиях.
Если кто-то и пострадал от пандемии, то, скорее, из-за неготовности к переменам. Немало школ и в Великобритании, и в других странах, тяжело переживших закрытие, вынужденный перевод занятий в дистанционный формат. Кто-то не справился, где-то дети вообще не учились долгое время. Конечно, из-за этого падает и качество образования, и уровень подготовки школьников.

- Но речь не о Caterham School, верно? По словам вашего директора, за последние два года ученики усвоили много новых уроков и научились гораздо большему, чем предусмотрено школьной программой. О каких уроках он говорил?

- Верить в себя больше, чем прежде. Преодолевать трудности и боль от потерь. Становиться сильнее. Открывать новые возможности в себе. Фокусироваться не только на учёбе, но и принимать жизненные вызовы. В конечном счёте, быть более уверенным в себе.

- Каким образом, на ваш взгляд, можно восполнить образовавшиеся пробелы и восстановить качество образования? Делается ли ставка на дополнительные занятия, в том числе индивидуальные с репетитором?

- Пандемия в этом смысле не добавила ничего нового. Если ученик что-то не понимает или у него есть проблемы с каким-то предметом, он и раньше мог взять индивидуальные занятия с учителем – в обеденное время или после уроков. Такие уроки один-на-один с преподавателем – clinics – есть в любой британской частной школе. Они могут проходить один раз в неделю или чаще, зависит от студента и его прогресса. Кроме того, ученик всегда может участвовать в различных клубах и сообществах по интересам или профилю учебы. Это тоже расширяет базовые знания и повышает общий уровень образования.

- Пандемия привела не только к закрытию учебных заведений и переходу на удалёнку, но и к отмене школьных экзаменов. Как следствие, выпускные оценки, выставленные учителями, побили все рекорды и вызвали немало споров. Насколько им можно доверять? И стоит ли ожидать падения результатов после возвращения экзаменов?

- Если говорить о нашей школе, то все ученики получили свои оценки, те, которые они заслуживали. Хотя в целом проблема с инфляцией оценок из-за пандемии существует, и правительство уже предложило план действий на следующий год, когда школьники снова будут сдавать экзамены. Предлагается максимально смягчить возврат к прежней системе.
На мой взгляд, у нынешних выпускников школ и новоиспечённых студентов проблема не в том, что их знания переоценены, а в том, что у них нет опыта сдачи экзаменов. Падение экзаменационных оценок в будущем может быть связано с этим.

- Как изменилось число иностранных учеников за последние два года? Когда, по-вашему, обучение за рубежом станет таким же привычным делом, как и раньше?

- Вы, возможно, будете удивлены, но у нас стало больше заявок от иностранцев, чем раньше. Мы даже задумываемся об открытии ещё одного пансиона. Ограничения на передвижение и пересечение границ ещё сохраняются, но тем не менее есть простая и понятная схема въезда для граждан разных стран, приезжающих на учёбу в Великобританию. Она позволяет практически без потерь присоединиться к занятиям в школе, которые сейчас почти полностью проходят очно.

- Что бы вы посоветовали потенциальному ученику из России? Что нужно сделать, чтобы поступить в вашу школу, какая подготовка требуется? Кто ваш идеальный кандидат?

- Прежде всего, быть готовым ко всему, что происходит в школе, получать удовольствие от учёбы, активно участвовать во внеклассной жизни, использовать все возможности, которые даёт частная школа-пансион. Поскольку мы селективная школа и отбираем учеников с помощью вступительных тестов и собеседования, важно иметь хорошие знания и высокий уровень английского. Специальная подготовка к вступительным экзаменам совершенно точно не будет лишней. Наш идеальный кандидат – любопытный, трудолюбивый, не пасующий перед трудностями, имеющий интересы и хобби.