Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

Программы GCSE, A-levels, Pre-U, IB, BTEC, Advanced Higher

Учебные программы в школах Великобритании

Среднее образование в Великобритании делится на пять ключевых этапов – Key Stages (KS) 1-5. KS1 – подготовительная школа для детей возрастом 5-7 лет (Years 1-2), KS2) – начальная школа, 8-11 лет (Years 3-6), KS 3 – младшая средняя школа, 12-14 лет (Years 7-9), KS 4 – старшая средняя школа, 15-16 лет (Years 10-11), KS 5 – выпускные классы, 17-18 лет (Years 12-13). В Шотландии для начальных классов принято обозначение P1-7 (4-11 лет), для средней школы – S1-6 (12-18 лет).

По окончании начальной ступени, в 12 – 15 лет ученики британских школ сдают общенациональный экзамен Common Entrance Exam по английскому и математике, результаты которого учитываются при поступлении в среднюю школу. Дополнительно самими учителями может оцениваться прогресс по каждому предмету из блока естественных наук, Science. Следующий важный экзамен предстоит уже в конце средней школы – GCSE в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии и National 5 в Шотландии.

Именно с этого момента – двухгодичной подготовки, с 14 до 16 лет, к сдаче экзаменов GCSE и получению сертификата об общем среднем образовании – и начинается для многих иностранцев учёба в британской школе. Далее следует переход к более сложной предуниверситетской программе – это ещё два года обучения в выпускных классах (16-18 лет). На этом этапе можно выбрать одну из нескольких возможных программ, ведущих в университет, – A-level, IB, BTEC, Higher/Advanced Highers в школах Шотландии. Чем они отличаются и какие преимуществах дают – читайте ниже.

GCSE

GCSE (General Certificate of Secondary Education) – это общее название учебной программы двух старших классов средней школы (14-16-лет), экзаменов по ее окончании и выдаваемого аттестата в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии. В Шотландии тот же этап обучения и аттестатции предлагается в виде программы National 5, хотя многие местные частные школы следуют английской программе GCSE.

Если в младших классах британской средней школы изучается большой набор общеобразовательных предметов, то к началу GCSE их число уменьшается, а главное – у ученика появляется выбор. Обязательными (основными) остаются английский (язык и литература), математика и естественные науки, Science (физика, химия, биология). К ним учащийся может добавить четыре-пять предметов из следующих блоков (направлений) – гуманитарные науки, искусство, иностранные языки, дизайн и технологии. В общей сложности за базовый курс средней школы, по окончании 11 классов, сдается 9-11 экзаменов.

Помимо этого, в программу британских школ могут быть включены так называемые «базовые предметы» для общего развития, по которым не сдаются экзамены: основы вычислительной техники и информатики (computing), обществоведение (citizenship) и физкультура (physical education), а также основы жизнедеятельности – personal, social, health and economic education. Частные школы могут отказаться от этих дисциплин или добавить что-то свое.

Программа GCSE преподаётся в школах Британии с сентября 1986 года. За это время ее содержание, структура и оценочная система неоднократно менялись. Последние изменения произошли в период образовательной реформы, начавшейся в 2015 году. Прежде всего была введена новая, цифровая, шкала оценок от 9 (высшая) до 1 вместо прежней буквенной A-G. В 2017 году по ней начали оцениваться математика, английский язык и английская литература. В 2018 году к ним добавились еще 20 предметов, а весь процесс завершился в 2020 году.

Кроме того, на смену курсовым и контрольным работам в середине курса, влияющим на финальный балл, пришли итоговые экзамены за два года обучения. Промежуточные зачетные работы сохранились только для творческих предметов. По естественным наукам можно выбрать объединенный курс (combined science), приравниваемый к двум предметам GCSE, или сдавать каждую дисциплину отдельно.

Экзаменационные вопросы по многим предметам курса GCSE стали более объемными, предполагающими ответы в стиле эссе. Это должно стимулировать развитие аналитических способностей и академических навыков у учеников. Проходным баллом считается оценка 4. Если она ниже, то экзамен пересдается до момента ее получения – это касается основных предметов.

Иностранным ученикам в частных школах Великобритании может быть предложен международный аналог GCSE – IGCSE (International General Certificate of Secondary Education). Они практически полностью эквивалентны, с той лишь разницей, что в IGCSE делается упор на естественные науки, а по английскому языку и литературе требования несколько ниже, то есть IGCSE более адаптирована для иностранцев.

A-level

A-level (Advanced Level – продвинутый уровень) – самая распространенная программа предуниверситетской подготовки в выпускных классах в Великобритании. Её нередко называют «золотым стандартом»: в течение двух лет ученик углубленно изучает профильные предметы и знакомится с университетским форматом обучения (самостоятельная работа, поиск информации, исследовательские проекты). Таким образом происходит естественный переход от среднего образования к высшему.

Для A-level выбираются минимально обязательные 3-4 предмета, совпадающие с будущей университетской специализацией. Если ученик нацелен на топовую специальность (медицина, право) и топовый университет (например, UCL, Imperial, Оксфорд или Кембридж), то нередко он берет больше предметов и включает в программу дополнительные опции, например научный проект –Extended Project Qualification.

Выбор предметов в рамках программы A-level большой – около 80 разных дисциплин, как уже известных школьникам, так и новых, например, психология, философия, право, экономика и др. Если еще есть сомнения относительно профиля дальнейшей учебы, можно взять дополнительные 1-2 предмета на первый год и сдать по ним экзамен AS-level (Advanced Subsidiary level). Данные оценки учитываются при зачислении в вуз, добавляя очки к UCAS points – общему проходному баллу.

По основным же предметам A-level сдаются промежуточные экзамены в конце первого года обучения (Year A1) и финальные по окончании двухгодичного курса (Year A2). Первые помогают учителям выставить так называемые «предполагаемые оценки» (predicted grades), на основе которых университеты принимают предварительное решение о возможном, так называемым условном зачислении. Финальные оценки, если они совпадают или превосходят промежуточные, позволяют подтвердить предложенное место и стать студентом выбранного университета.

Как и в случае с GCSE, последняя образовательная реформа изменила структуру A-level: вместо модульной, она стала линейной. На практике это означает, что ученики последовательно осваивают программу в течение двух предуниверситетских лет и в завершении сдают выпускные экзамены по всему ее содержанию. Только их результаты и идут в аттестат (раньше учитывались промежуточные оценки по отдельным частям программы). Исключение сделано для искусства и дизайна, где оцениваются и принимаются во внимание курсовые работы за оба года обучения, а также для естественных наук, где могут учитываться итоги лабораторных практикумов.

Оценочная школа A-level при этом не изменилась – по-прежнему используются буквенные обозначения A-E, только добавился высший балл «A cо звездочкой» (А*), свидетельствующий об исключительных успехах ученика по предмету.

IB и Cambridge Pre-U

Большинство британских школ, как частных, так и государственных, работает по программе A-level. По результатам одноименных экзаменов, которые объявляются в середине августа, ежегодно составляется рейтинг средних учебных заведений страны.

Но немало школ в Великобритании предлагает и альтернативные варианты учебных программ, которые также открывают доступ в университет. Одна из самых известных и признанных – международный бакалавриат IB (International Baccalaureate). В отличие от A-level, она не имеет такой узкой специализации и дает более разностороннее образование, что подходит тем, кто еще в раздумьях по поводу будущей учебы и профессии.

Программу IB отличает сбалансированный учебный план. Все предметы разделены на шесть групп – родной язык и литература, математика, иностранные языки, естественные науки, гуманитарные науки и общественные науки. В выпускных классах школьник выбирает три предмета для более глубокого изучения (уровень A) и еще три для изучения на обычном уровне (B) – всего 6 предметов вместо 3-4 по A-level. Помимо этого, в программу входят такие компоненты, как CAS (Creativity, Activity, Service) и теория познания. Они направлены на воспитание личности и развитие полезных навыков.

Подробнее об IB

Программа Cambridge Pre-U появилась в 2008 году на волне критики дореформенного варианта A-level. Она была разработана экзаменационным советом Cambridge International Examinations (CIE), подразделением Кембриджского университета. Как и в случае с A-level, ученики могут выбрать до 4 предметов для изучения в старших классах. При этом экзамены по каждому из них сдаются только в конце двухгодичного курса.

Предполагалось, что в отсутствие экзаменационной гонки и деления программы на модули, ученики смогут более спокойно, глубоко и целостно освоить предмет, а у учителей будет больше возможностей для подготовки учеников. Как следствие, ожидались и лучшие результаты выпускников.

Все это так и было: многие частные школы, включая элитарные Итон, Рагби, Винчестер и др., с успехом использовали Cambridge Pre-U, а университеты с удовольствием брали ее выпускников, порой отдавая им предпочтение перед кандидатами с A-level. Пока не случилась реформа. В конце 2019 года CIE признал, что Cambridge Pre-U практически идентична реформированной A-level, и принял решение о ее закрытии. Последние экзамены по большинству предметов были приняты в 2023 году. Новых студентов на эту программу больше не набирают.

BTEC

BTEC (Business and Technology Education Council) – это организация в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии, которая контролирует одноимённые программы среднего и дополнительного образования в области бизнеса и технологий и выдает соответствующие дипломы. Эти дипломы признаются большинством университетов наравне с A-level.

Программы BTEC имеют прикладной характер, нацелены на быстрый старт карьеры и дают знания и профессиональные навыки в таких областях, как бизнес и предпринимательство, инженерное дело и строительство, медицинский уход и социальная работа, гостиничный и туристический бизнес, IT и креативные технологии, общественная безопасность, спорт и др. Существует несколько уровней дипломов BTEC, которые эквивалентны разным академическим квалификациям.

Первый и второй уровень программы – BTEC Firsts – примерно соответствуют GCSE и дают среднее специальное образование. Третий уровеyь – BTEC Nationals – приравнивается к A-level и так же открывает двери в университет. Некоторые школы предлагают в старших классах комбинацию A-level и BTEC, что может быть полезно для отдельных практико-ориентированных университетских курсов.

Высшие уровни BTEC – BTEC Higher Nationals – позволяют получить профессиональную квалификацию и диплом, достаточные для работы в разных областях экономики, а также дающие возможность продолжить образование в университете на финальных ступенях (последний год бакалавриата, магистратура).

По статистике, каждый четвертый студент в Великобритании имеет за плечами BTEC. Такие кандидаты, обладающие и практическими, и академическими навыками, высоко ценятся на рынке труда: по опросам, более 72% британских работодателей считают, что они превосходят тех, у кого нет опыта BTEC*.

Highers/Advanced Highers

Highers – это, по сути, шотландский вариант A-level, то есть программа двух последних классов школы (S5-S6 по национальной системе квалификаций, 16-18 лет), с той лишь разницей, что она предполагает изучение 4-5 предметов. Впрочем, есть и другие существенные отличия, главное из которых – возможность пройти весь курс за один год, а следующий посвятить точечной подготовке в университет или изучению продвинутой программы Advanced Highers.

Напомним, что первая ступень университетского образования в Шотландии – бакалавриат – длится 4 года, а не три, как в остальных частях Королевства. Соответственно, для зачисления в шотландский университет достаточно четырех Highers с хорошими отметками. Экзамены Highers сдаются в конце первого года старшей школы (S5), и если все складывается благополучно, то в этот же год старшеклассник получает предложение места в университете (unconditional offer).

Как правило, университет ставит условием приёма успешное окончание второго года старшей школы (S6). В зависимости от вуза и специальности может потребоваться дополнительный предмет (пятый Highers) или более высокие оценки по уже пройденным. В этом случае ученик продолжает учиться по стандартной программе Highers. Если же с результатами Highers за S5 все в порядке, то на второй год он может взять программу продвинутого уровня Advanced Highers. Или посвятить это время получению других квалификаций и навыков, а также стажировкам и волонтерской работе.

Advanced Highers предполагает углубленное изучение 2-3 предметов на университетском уровне. Нередко эту программу называют «симуляцией первого курса шотландского университета», а ее выпускников берут сразу на второй курс. Некоторые английские университеты, включая престижные Оксфорд и Кембридж, принимают во внимание более серьезную подготовку обладателей шотландского Advanced Highers и несколько облегчают для них вступительные требования.

Хотя Advanced Highers не являются обязательным условием для поступления в шотландский университет, для некоторых курсов они предпочтительны, например для медицинских специальностей. Кроме того, они могут добавить очков к общему результату, перекрыв неудачи на экзаменах Highers и выровняв аттестат. Advanced Highers зачастую необходимы и для подачи заявки в университеты других частей Соединенного Королевства – Англии, Уэльса и Северной Ирландии.

* - Perspectus Global, 2021