Альбион
ПОДГОТОВКА В РОССИИ
ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
С 1993 ГОДА

A-level-2020: британские школы добиваются пересмотра оценок

Текст публикации подготовлен на основе материалов The Telegraph (A-level results: Colleges report more than half of grades being marked down, Almost 40 per cent of A-level results downgraded as Government under pressure to U-turn) и BBC.

Автор: Елена Коптелова

В этом году по известным причинам во многих странах были отменены или перенесены выпускные экзамены в средних школах. Великобритания не стала исключением, приняв решение выставлять оценки не за фактически сданные экзамены, а на основании предположения о том, как они могли бы быть сданы. Неудивительно, что в день объявления результатов – сначала в Шотландии 4 августа, а затем в остальной части Королевства 13 августа – разгорелось немало споров и посыпались требования срочно пересмотреть текущую схему определения финального балла. Только по официальным данным, около 40% результатов A-level в Англии и более 124 тыс. оценок за курс средней школы в Шотландии были занижены.

Кто и как принимал решение

Способ калькуляции итоговой оценки по всей Великобритании был практически идентичным. Школам было предложено самостоятельно проставить баллы по каждому предмету – на основании предыдущих экзаменов, успеваемости за последние годы, контрольных работ, общей подготовки ученика и т.д. Одновременно с этим учителя должны были ранжировать учеников в соответствии с их академическими успехами. Эти данные отправлялись в независимую экзаменационную комиссию, которая и принимала решение. Во внимание принимались как мнение школы, так и результаты школьников за прошлые годы.
По утверждению официального регулятора экзаменов в Англии Ofqual (Office of Qualifications and Examinations Regulation), цель была только одна - выдать максимально справедливые и объективные результаты, которые бы имели ту же ценность, что и экзаменационные оценки других лет.

Что получилось в итоге

Однако далеко не все полученные результаты совпали с ожиданиями – как самих учеников, так и их учителей. Так, почти 40% финальных оценок A-level в Англии, выставленных экзаменационными комиссиями, оказались ниже предложенных учителями. Большая часть – 35,6% - была занижена на один балл, 3,3% - на два балла и 0,2% - на целых три балла. В Шотландии более 124 тыс. оценок не совпали с мнением учителей – также не в пользу учеников. И лишь в Уэльсе, где по-прежнему учитывают результаты промежуточных экзаменов AS-level за предпоследний год обучения, все было более предсказуемо. По правилам этой части Королевства, итоговая оценка не должна быть ниже промежуточной.
Первыми возмутились учебные заведения Шотландии – там результаты за курс обязательной (National 5) и полной средней школы (Higher/Advanced Higher) объявляются 4 августа. Давление на местный департамент образования было настолько сильным, что он отменил «несправедливые» оценки экзаменационного совета и признал те, что выставляли сами учителя. Школы и колледжи Англии, после объявления результатов 13 августа, тоже не стали молчать, обратившись в правительство с требованием о немедленном пересмотре принятой схемы оценивания учеников. Как заявил директор Ассоциации колледжей (AoC) Девид Хью, многие учебные заведения, демонстрировавшие на протяжении лет стабильные и предсказуемые результаты, в этом году получили самый низкий средний балл, чем когда-либо. По мнению Ассоциации предуниверситетских колледжей The Sixth Form Colleges Association, предложенный алгоритм, базирующийся на статистических данных, полностью провалился, и правительство должно, как и в Шотландии, вернуть оценки, выставленные учителями. С этим мнением согласен и Джеф Бартон, глава Ассоциации директоров школ и колледжей (Association of School and College Leaders), который считает, что занижение результатов может иметь пагубные последствия для выпускников.
Некоторые критики, в частности представители Лейбористской партии и Национального студенческого совета, усмотрели в занижении оценок социальную дискриминацию, утверждая, что в первую очередь пострадали дети из рабочих и малообеспеченных семей.

Апелляция и тройная защита: что ответило правительство

Несмотря на все призывы и аргументы, министр образования Великобритании Гэвин Уильямсон отказался следовать примеру шотландцев и пересматривать объявленные результаты A-level. Он извинился за несовершенство нынешней системы оценки, но не без основания заметил, что при всем желании вряд ли удастся найти такую, которая бы устроила всех. Всегда будут те, кто считает, что их недооценили. А если бы за финальный результат приняли прогнозы учителей, оценки бы взлетели, а сам диплом A-level обесценился, уверен министр. «Нам нужна по-настоящему надежная система, поэтому мы остановились на варианте тройной защиты», - добавил он.
На деле это означает, что ученик, недовольный полученной оценкой, может через свою школу подать апелляцию, сославшись на результаты пробного экзамена (если такой сдавался ранее) или записавшись на специальный письменный тест, который планируется провести осенью. В итоге он может сам выбрать наилучший результат из трех возможных (оценка экзаменационной комиссии, пробный экзамен или осенний тест) в качестве финального и именно с ним обращаться в университет. Более подробную информацию о процессе апелляции министр обещал направить в школы и колледжи в ближайшее время. Решение по апелляции будет принимать Ofqual. И если оно окажется положительным, есть шанс успеть к осеннему дополнительному набору в университеты (clearings), который в этом году продлится до 20 октября. А, соответственно, и попасть в желаемый университет, куда ранее, возможно, не хватало баллов.

Не все так плохо: отличников стало больше

Возвращаясь к результатам A-level, справедливо заметить, что этот год не только принес недовольство и споры из-за оценок, но и стал рекордным по количеству высших баллов A/A* - 27.6%, причем 9% учеников получили все A*. Это лучший показатель почти за 20 лет, с 2001 года (что совпадает с рекордными результатами выпускников "Альбиона" в этом году - Прим.автора). Самый большой прирост отличных оценок отмечен в частных школах – 4,7% по сравнению с прошлым годом.
Наиболее преуспели те, кто выбрал иностранные языки и высшую математику в качестве предметов A-level. Две трети (66,1%) изучавших современные языки (кроме французского, испанского и немецкого) получили A/A*. Чуть меньше этот процент (61,8%) у выбравших высшую математику. А вот по таким предметам, как английский язык (11.4%), медиа, кинематография и ТВ (13.8%) и бизнес (15.2%) получено наименьшее число топовых оценок.
Уже второй год подряд девочки обходят мальчиков в естественных науках: они и чаще их изучают (50.9% этом году), и лучше успевают. 33.7% девочек получили оценки А/А* по физике (против 29.8% мальчиков), 25.3% - по биологии (против 23.7% мальчиков). И только в химии юноши взяли реванш (32.1% и 28.9% соответственно).
Отличные результаты в этом году показали и российские выпускники британских частных школ – подопечные «Альбиона». Лучшие из них набрали исключительно высшие баллы A* и поступили в такие престижные университеты, как Оксфорд (специальность – химия), Кембридж (право), Империал-колледж (компьютерные науки, искусственный интеллект, биохимия), Лондонский королевский колледж (компьютерные науки), Лондонская школа экономики (политика и экономика) и др.